Генеалогия >>> Генеалогические документы >>>

 

Формулярный (аттестационный, послужной) список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

123. Формулярный (аттестационный, послужной) список

- главный документ, фиксировавший служебные отношения лица.
На всех чиновников определенных классов и должностей заводились специальные документы о прохождении службы: формулярные (XVIII в. послужные) списки, а также личные дела. На служащих, которые не получали чинов и числились служащими по найму (переписчики, курьеры) формулярные списки и личные дела не заводились.
В середине XVIII в. большинство ведомостей с послужными списками не имело строго установленной формы. Наиболее характерные графы ведомостей: 1. Фамилия, имя, отчество и возраст. 2. Когда поступил на службу. 3. Где служил ранее и где получил свой чин, когда и по каким указам. 4. Размер жалованья и по каким указам. 5. Сколько имеет детей мужского пола, их возраст, где учатся или служат. 6. Сколько имеет крепостных мужского пола и в каких уездах.
В послужном списке чиновника, введенном указом Сената 1798 г., содержались следующие графы: "1. Чин, имя, фамилия и должность им отправляемая и сколько от роду лет; 2. Из какого звания происходит; 3. Сколько имеет во владении мужского пола душ, людей и крестьян, в которых уездах и как имена селений; 4. Когда в службу поступил и во оной какими чинами, в каких должностях и где происходил, также не было ли каких отличных по службе деяний и не был ли особенно, кроме чинов, чем награжден и в какое время ( годы, месяцы, числа); 5. В походах против неприятеля и в самих сражениях был или нет и когда именно; 6. Не был ли в штрафах и под судом, и если был, то за что именно, когда и чем дело кончилось; 7. К продолжению штатской службы способен и к повышению чем достоин или нет и за что; 8. Не был ли в отставке с награждением чина или без оного и когда; 9. Женат ли, имеет ли детей, кого именно, каких лет и где они находятся".
С 1815 г. в формулярные списки стали вноситься сведения обо всех получаемых орденах и наградах, денежных подарках, пенсиях, арендах и землях. В 1827 г. была расширена 3-я графа, содержащая сведения об имениях. В ней указывалось, есть ли у родителей, самого чиновника, или его жены родовое или благоприобретенное имение и в какой губернии, а также имеются ли фабрики, заводы, ненаселенные земли (количество десятин), дома каменные или деревянные и в каком городе они находятся.
В 1849 г. Инспекторским департаментом была разработана новая форма списка для лиц гражданского ведомства. В ней указывались: чин, имя, отчество, фамилия чиновника, его должность, возраст, вероисповедание, знаки отличия, получаемое содержание, происхождение, имущественное положение, образование, время вступления на службу и назначения на занимаемую должность, награды, участие в походах и сражениях, взыскания по службе, время на хождение в отпусках и отставке, семейное положение (на ком женат, кто дети и их возраст).
В 1905 г. графа о семейном положении была дополнена сведениями о времени вступления чиновника в брак, датами рождения жены и детей, их вероисповедании и с кем дети проживают. Такая форма формулярного списка действовала до 1917 г. Формулярный список заполнялся на основании подлинных документов о рождении, происхождении, образовании и браке.
До 1846 г. формулярные списки всех чиновников представлялись в Департамент Герольдии, с 1847 г. - в Инспекторский департамент. С 1858 г. ведение формулярных списков и их хранение было возложено на учреждения, в которых чиновники находились на службе. Формулярные списки высших чинов, занимавших должности первых 4-х классов, с мая 1894 г. присылались в Инспекторский отдел.
В делопроизводстве военного ведомства данный документ называется: формулярный, послужной, кондуитный список. В XVII в. этот вид документа назывался офицерская скаска (сказка)
Вариант послужного списка для военнослужащего - полный послужной список - содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения, возраст, место рождения, вероисповедание, семейное положение, наличие детей, сословие, образование, место службы, чин, должность, номер войскового подразделения, награды, владение недвижимостью, судимость, сведения о здоровье. Иногда составлялись краткие послужные списки, в которые вносились сведения не за весь период военной службы, а лишь за отдельный срок в связи с окончанием учебного заведения, перемещением по службе, производстве в чин и т.д.
В делопроизводстве военно-морского ведомства этот вид документа тоже носил разные названия. Формуляр послужного списка в XVII - первой половине XIX в. был рукописным и не имел постоянной формы и названия. Это могли  быть "скаска", "скаска послужная", "аттестационный список", "список команды". Форма послужного списка также была различной: он мог быть составлен на одного человека или на весь состав воинской части в порядке старшинства в чине. С середины XIX в. формуляр послужного списка стал воспроизводиться типографским способом.
Федеральные архивы: фонды государ-
ственных учреждений, коллекции в
РГИА (ф. 1349), РГВИА, РГА ВМФ,
Собственная е. и. в. канцелярия. Се-
нат , департамет Герольдии,  Герольд-
мейстерская  контора .
Региональные архивы: фонды государ-
ственных учреждений, личные фонды.

 

 


1. Акт о смерти переселенца
2. Акт (свидетельство) об усыновлении (удочерении)
3. Алфавит жителей (лицам) города на год
4. Алфавитный список студентов (именная ведомость об учениках (учащихся)
5. Анкета политически неблагонадежного
6. Анкета (сведения) о прибывших и выбывших иностранцах
7. Аттестат зрелости
8. Аттестат служебный (аттестационный лист)
9. Билет переселенца
10. Брачный обыск (предбрачное свидетельство)
11. Брачные документы
12. Ведомость мещанских управ о мещанах, принадлежащих к расколу
13. Ведомость о выбывших из гимназий учениках до окончания курса
14. Ведомость о выбывших из учебных заведений воспитанниках из дворян, подлежащих обязательной службе
15. Ведомость о лицах, состоящих под надзором полиции (городовая)
16. Ведомости о поведении
17. Ведомость (список) о прибывшем на жительство еврее
18. Ведомость о состоящих под надзором полиции
19. Ведомость о способностях
20. Ведомость об иностранцах, принявших русское подданство и исключенных из подданства России
21. Ведомость учреждения о чиновниках
22.Венечная память (знаменная грамота)
23. Вид на жительство
24. Вопросный лист для переселенцев
25. Врачебная карточка
26. Входное свидетельство
27. Десятни
28. Диплом об образовании
29. Домашний акт на раздел имущества
30. Домовая книга
31. Донесение о смерти ученика
32. Жалованная грамота
33. Жеребьевой список рекрутского участка мещанского сословия
34. Завещание
35. Запись о крещении / рождении
36. Записи о родившихся старообрядческой общины за год (книги)
37. Запись о браке / венчании
38. Запись брака старообрядческой общины за год (книги)
39. Запись об умершем / погребенном

40. Записи об умерших старообрядческой общины за год (книги)
41. Заявление о приписке к призывному участку
42. Заявление о финансовых претензиях
43. Именной список потерь нижних чинов
44. Исповедная роспись (ведомость)
45. Карточка переселенца
46. Кладбищенская книга
47. Классный журнал
48. Клировая ведомость
49. Книга водворения
50. Книга выдачи свидетельства на погребение
51. Книга для записывания раскольников всех сект и скопцов, проживающих в городе (годовая)
52. Книга записи умерших
53. Книга о разделе крестьян
54. Книга регистрации родившихся и умерших государственных крестьян
55. Кондуит ученика
56. Лист журнала правления кредитного общества
57. Личное дело учащегося
58. Личное дела чиновника
59. Межевая книга (межевой план)
60. Метрика (метрическая выпись, метрическое свидетельство)
61. Метрическая запись
62. Метрическая книга
63. Метрическая тетрадь
64. Обывательская книга (городовая)
65. Окладной лист
66. Опись дворовым людям, находящимся при доме, имении и т. д., составлявшаяся при разделе имения
67. Открытый лист
68. Отпускной билет
69. Паспорт
70. Паспорт заграничный
71. Паспортная книга
72. Переписные книги
73. Переписные листы первой всеобщей переписи населения 1897 г.
74. Подорожная
75. Полевой журнал
76. Полюбовная запись
77. Посемейно-имущественный список крестьянина
78. Посемейный список (семейный список)
79. Послужной список монашествующих и послушников
80. Призывной список
81. Проезжая грамота
82. Проходной вид
83. Прошение о выдаче отдельного вида на жительство

84. Прошение о принятии на службу
85. Прошение об отставке или увольнении
86. Прошение родителей
87. Прошение (ходатайство) о переселении
88. Прошение учащегося (гимназиста, студента)
89. Разбор рекрутских послуг
90. Раздельная запись (раздельная грамота)
91. Ревизская сказка
92. Регистрационная книга для записи крестьян деревни
93. Решение духовного суда (протокол) о расторжении брака
94. Родословные книги (губернские)
95. Роспись рекрутов
96. Сведения о запасном ратнике
97. Сведения о лице, поданом в розыск
98. Сведения о рекруте
99. Свидетельство нотариуса о благонадежности
100. Свидетельство о выполнении воинской повинности
101. Свидетельство (выпускное)
102. Свидетельство о приписке к призывному участку
103. Свидетельство о смерти
104. Свидетельство об исключении (из учебного заведения)
105. Свидетельство (удостоверение) об отпуске на волю крепостных людей
106. Свидетельство об увольнении в отпуск
107. Свидетельство (раскольникам)
108. Свозная книга
109. Скорбный лист (история болезни)
110. Список бедных учеников
111. Список дворянских родов (по алфавиту)
112. Список крестьян, ходатайствующих о переселении
113. Списки новобранцев, поступивших в роту
114. Списки переселенцев
115. Списки подданных держав, воюющих с Россией
116. Списки призывников
117. Списки приписанных к заводу (фабрике) крестьян
118. Статейный список
119. Увольнительный билет (при демобилизации)
120. Увольнительное свидетельство
121. Укрепительное постановление
122. Уставная грамота
123. Формулярный (аттестационный, послужной) список
124. Ходатайство о возвращении на земельные участки из Сибири
125. Челобитная

 

   
  ©2008 Все права защищены